Джон Рескин (John Ruskin) (1819-1900), английский писатель, искусствовед, поборник социальных реформ

Начнём с того, что Джон Рёскин был писателем и теоретиком искусства. Он родился в 1819 г. в Лондоне. Его система взглядов характеризует культурное богатство Англии XIX века. Критикуя капиталистическое общество в его зародышевом состоянии, он выступал за эстетику и подлинное искусство в духовной жизни человека. Не принимая буржуазное машинное общество, он также находился в поиске, осмысляя современное ему искусство.

Интересно, что со свой женой, Ефимией (Эффи) Грей, Джон Рескин растались едва поженившись. Их первая брачная ночь так и не состоялась, и молодые вскоре разошлись, едва вступив в брак. Как долгое время объяснял причину разрыва Рескин, «все дело в ней. Она мне стала отвратительна». Однако никто не понимал, что именно могло вызвать в Рескине отвращение, ведь Эффи была очень хороша не только внешне, но и была очень воспитанной и умной леди.

Шесть лет спустя сама Эффи Грей прокомментировала эту ситуацию и пролила свет на загадку, так волновавшую тогдашнюю общественность. «Наш брак распался потому, что я оказалась не такой, какими он представлял себе женщин», - говорила Эффи. Рескин попросту не знал о том, что у женщин бывают лобковые волосы. Изучая историю искусств, Рескин видел классические полотна эпохи Ренессанса и античные статуи, где женщины были изображены без какой-либо растительности на теле. Поэтому у него даже в мыслях не было, что женщины могут иметь лобковые волосы. Когда Эффи разделась в их первую брачную ночь, увиденное повергло его в шок. Он так ждал ночи любви с желанной женщиной, которую так боготворил, которую так давно и настойчиво добивался. Однако увидев то, чего он никак не ожидал увидеть, Рескин пришел в ужас, и желание прикасаться к Эффи у него пропало навсегда. Эффи показалась ему грязной и отвратительной. Вскоре их брак распался, и Эффи Грей вошла в историю как практически единственная разведенная девственница.

Эстетика Д. Рёскина – это синтез идей античности, просветительства и романтизма. Среди утопических идей, открыто вступающих в конфликт с промышленным миром, это прославление творческого ручного труда. Рёскин чувствовал себя, в первую очередь, писателем. Эстетические проблемы он рассматривал в связке с особенностями художественной литературы. Его призыв: «обратиться к природе всем сердцем и идти рука об руку с ней доверчиво и трудолюбиво» - не было пропущено мимо ушей обществом Прерафаэлитов.

Чувственное естественное природное составляло основу его эстетического взгляда и потому так ярко прослеживается несовместимость взглядов и мироощущения Д. Рёскина с викторианским прогрессом.

Дж. Рёскин в трактате «Камни Венеции» проводит различие между наукой и искусством в их познании жизни: паука изучает отношение вещей друг к другу, а искусство изучает их отношение к человеку, иными словами, то, что они значат для человека. Таким образом, искусство отражает интересы людей, их жизнь в обществе, социальные, политические, этические аспекты их бытия.

В «Лекциях об искусстве» (Lectures on Art, 1870) Рёскин говорил: «Искусство любой страны является представителем ее социальных и политических свойств» и «точно выражает ее нравствен-ную жизнь» (Также интересно отношение Дж. Рёскина к готическому искусству, которое он описывал как наиболее естественно передающее природные формы.

В трактовке народности искусства он исходил из убеждения, что подлинное искусство несовместимо с извращенностью и уродством машинной цивилизации. Истоки народности, истинного творчества он видел в искусстве средневековья.

Искусство, по мнению Рёскина, укрепляет и возвышает человеческую душу в том случае, когда оно неотделимо от здорового благородного труда, ибо творческий труд — это основа нравственности. (Г.В. Аникин, Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX Века; 1986 г.).

 Как видим, из этой цитаты и вытекает поэтизация непромышленного труда и утопичность труда человека, который связан со своим творением. Труд для Дж. Рёскина ещё один способ объяснения реальности, способ мироощущения, который оказывается утерянным из-за промышленной революции. Эстетика связь человека и окружающего мира постепенно разрывается, уступая место продуктивности и прогрессу.


Комментировать

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи ... Авторизуйтесь, через вашу любимую социальную сеть!